Выбрать раздел
Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:
- - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
- - Перейти на страницу подачи публикации
- - Оплатите организационный взнос (250р) - 150р.
- - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
- - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
- - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
Условия публикации:
1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:
- Дошкольное
- Начальное общее
- Основное общее
- Среднее (полное) общее
- Среднее профессиональное
- Высшее
- Дополнительное
2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.
3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.
Посмотреть свидетельство:
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р - 150 р.
ПРАВОСЛАВИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Дата публикации: 23.11.20
Дурнева М.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 7»
г. Губкин, Белгородская область
ПРАВОСЛАВИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Социально-экономические условия России ХХI века требуют определённых духовно-нравственных ориентиров, которые соответствовали бы реалиям нынешнего времени, потребностям подрастающего поколения и актуальным социально-психологическим ориентирам молодёжи. В последние десятилетия в конкуренцию с традиционными ценностями вступают идеал «освобождения» от обязательств перед социумом, меркантилизм и культ потребления. Таким образом, предполагается необходимость осмысления духовно-нравственного воспитания личности обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Говоря о становлении духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения, нельзя не затронуть термин «воспитание» в педагогике.Необходимость изучения педагогических категорий (в частности воспитания) обоснована тем, что в терминологии педагогики, как и во многих науках, существуют разные взгляды на то или иное определение. Следует помнить, что оперирование понятиями является необходимым условием для изучения и построения теоретических моделей, осмысления процессов воспитания и обучения в динамике и перспективе, позволяет более ясно обозначить предмет исследования и построить последовательную концепцию о нем. Разработка терминологических вопросов педагогики особо актуальна в период реформирования системы образования [1].
В педагогикепод «воспитанием» в широком смысле понимается влияние на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей: учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и вне учебной специально проводимой воспитательной работы. Также под воспитанием можно понимать специальную работу, направленную на формирование тех или иных убеждений и качеств обучающихся или решение задачи определённого направления (духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание и др.).
Как известно, одна из целей современного российского образования – формирование разносторонней развитой личности и компетенций выпускника, причём последняя составляющая заключается не только в предметных знаниях и практических умениях, но и в таких категориях, которые способствуют успешному межличностному взаимодействию выпускника, будущего специалиста, с обществом: коммуникабельность, нравственность, человечность и др. Формирование высокой морали и нравственности важно для развития общества. Духовно-нравственноеразвитиепомогает преодолеть односторонность личностного развития.
Совершенно очевидно, что формирование высокой морали и духовное развитие личности входят в парадигму современного образования. Следует сначала обратиться к сущности этих понятий – «нравственность» и «духовность».
Д. Н. Ушаков в своём словаре определяет духовность как «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». В свою очередь «нравственность понимается как«само поведение человека» и как его «моральные свойства» [2]. Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это воспитание в человеке стремления к высоте духа, отрешённости от низменного в совокупности споследующим проявлением в поведении вышеперечисленного.
Зачастую в общеобразовательных учреждениях духовно-нравственное воспитание обучающихся осуществляется на уроках ОДНКНР и ОРКСЭ, классных часах и внеурочной деятельности духовно-нравственного направления. Для других дисциплин духовно-нравственное воспитание уходит на второй план из-за специфики материала.
Однако урокирусского языка и литературы обладают огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании: работа с текстом способствует вовлечению обучающихся в мир автора. В свою очередь внутритекстовая действительность содержит определённые образы, детали, и описания, объединённые сюжетом и каким-либо выводом. Именно этот вывод или мораль текста даёт возможность осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы (при правильном подборе текстов).
Обратимся к урокам литературы: обилие произведений, опирающихся на высшие общественные ценности, является тем самым бесценным материалом для работы учителя. Но наибольшую ценность в рамках духовно-нравственного воспитания обретают те художественные тексты, которые опираются на православную традицию, христианское понимание морали, духа и внутренней благодати.
Обратимся для примера к роману И. С. Шмелёва «Лето Господне». Творчество И.С. Шмелева часто интерпретируется исследователями в контексте религиозной литературы и христианской нравственности. Роман И. С. Шмелёва подчинён по большей мере одной главной теме – человек на пути к спасению души [3]. Его структура, композиция и идейный замысел опираются на календарь церковных праздников и традиций. Деление книги на две части «Радости» и «Скорби» способствуют отражению многогранных душевных переживаний, волнений. Передача чуткого мира, осмысление реальности через ребёнка, его чистое, бескорыстное и светлое мышлениедает возможность читателю самому стать на время ребёнком, светлым душой. В контексте духовно-нравственного воспитания особенно интересна глава «Донская». В данной главе перед детьми раскрывается ценность христианской традиции для русского народа: «Ну, притомлюсь маленько, а радость-то какая, косатик... встретятся у донских ворот, Пречистая со Спасителем! и все воспоют... и певчие чудовские, и монахи донские, и весь крестный ход — «Царю Небесный...» а потом — «Богородице Дево, радуйся...» [4].
В процессе работы представляется интересным акцентировать внимание на православных традициях, знакомить детей не только с той информацией, которую нам предлагает И.С. Шмелёв, но также освещать предысторию церковных праздников, использовать мультимедийные технологии с видеофрагментами, посвящёнными тому или иному событию.
Не теряют потенциала в рамках духовно-нравственного развития и уроки русского языка. Да, работа с языком специфична: учитель опирается на правила, концентрируется на развитии языковой личности обучающихся, но это не значит, что всё сводится лишь к механическому восприятию правил. Напротив, вдумчивый анализ текстов на правописание морфем, постановку знаком препинания и др. в процессе выполнения упражнений способствует восприятию информации, заключённой в языковом материале. По этой причине для духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках русского языка важно отбирать соответствующие тексты, например, христианские притчи, которые из-за своего небольшого объёма являются хорошим подспорьем на занятиях и легки для восприятия.
Воспитательнаясила художественнойлитературывелика и вноситзначительный вклад в формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.
Список литературы
1. Полонский, В. М., Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования [Электронный ресурс]: // Научный результат. Педагогика и психология образования. –2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiyno-termi...
2. Вовченко, В.А., К вопросу определения понятия "духовность". СПб.: Издательский Дом "Алеф-Пресс",2010, –С. 144-151.
3. Беспаленко, Д.И., Мотив радости в произведении И.С. Шмелёва «Лето Господне» [Электронный ресурс]: // Актуальные проблемы лингвистики. – 2014. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12839905
4. Шмелёв, И.С., Лето Господне. М.: Детская литература. - 2020. – 526 с.