Выбрать раздел
Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:
- - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
- - Перейти на страницу подачи публикации
- - Оплатите организационный взнос (250р) - 150р.
- - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
- - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
- - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
Условия публикации:
1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:
- Дошкольное
- Начальное общее
- Основное общее
- Среднее (полное) общее
- Среднее профессиональное
- Высшее
- Дополнительное
2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.
3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.
Посмотреть свидетельство:

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р - 150 р.
«Использование технологий развития полимодального восприятия в исправлении речевых нарушений»
Дата публикации: 19.12.18
Чтобы успешно вести обучение, педагогу необходимо знать основные характеристики учащихся, прежде всего предпочитаемый ими способ воспринимать, запоминать, перерабатывать и использовать материал. Объединение свойств познаваемых предметов и явлений и создание их целостного образа происходит на основе полимодального восприятия. Полимодальность восприятия - психологическое образование, отражающее структурность восприятия во всех модальностях сенсорно-перцептивного опыта.
Известны пять основных способов восприятия окружающей действительности. В первую очередь информация воспринимается зрительно (визуальная модальность), на слух (аудиальная модальность) и в ощущениях(кинестетическая модальность), остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус (вкусовая и обонятельная модальности) представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, предпочтительная для восприятия и переработки информации и используемая чаще других, называется доминантной или ведущей модальностью.Обучение успешнее при опоре на доминирующую модальность восприятия обучаемого. При этом важно параллельно развивать и ресурсные модальности.
Структура полимодального поля перцепции ребенка может быть изучена с помощью методики различения трех основных сфер сенсорного опыта Людмилы Дмитриевны Столяренко, а также с помощью специальных опросников и схем наблюдения, описанных в литературе Татьяны Никифоровны Бандурки.
На основе диагностических данных разрабатывать занятия с подачей материала в трех разных сенсорных модальностях: аудиальной, визуальной и кинестетической (полимодальное обучение). Обращение к полимодальным основам обеспечит учет в коррекционно-развивающем процессе индивидуальных особенностей познавательной сферы ребенка, создавая оптимальные условия усвоения и передачи информации. Приведу некоторые приемы, используемые в практике:
- Образы – ассоциации звуков должны подбираться индивидуально и вызывать у ребенка положительные эмоции. Индивидуализация звуковых ассоциаций в ходе совместного их поиска с ребенком позволяет, с одной стороны, актуализировать собственный уникальный опыт ребенка, с другой – развивать аудиальную модальность, которая часто является у детей с речевыми нарушениями ресурсной.
- Сосредоточение на работе и положении органов артикуляции на этапе постановки звуков эффективнее и острее зачастую воспринимается ребенком с закрытыми глазами, то есть временное отключение визуального канала перцепции позволяет ребенку продуктивнее и точнее управлять органами артикуляции.
- Временное отключение зрения ребенка также целесообразно и при работе по развитию фонематического восприятия, а также при дифференциации звуков, так как создает более благоприятные условия для восприятия отдельных звуков или звуковой оболочки слова, позволяя ребенку сконцентрироваться именно на слушании.
- Работа по составлению рассказов описательного характера, проводимая по модели “ Вижу – слышу – ощущаю – чувствую” должна проводиться с учетом структуры полимодальности восприятия обучаемого и учитывать необходимость развития ресурсных модальностей, путем актуализации соответствующей лексики.
Таким образом, при обучении детей с речевыми нарушениями целесообразно учитывать структуру полимодальности восприятия и опираться на доминантную модальность перцепции ребенка, параллельно развивая ресурсные модальности, что будет способствовать повышению эффективности преодоления речевых нарушений.