Выбрать раздел
Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:
- - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
- - Перейти на страницу подачи публикации
- - Оплатите организационный взнос (250р) - 150р.
- - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
- - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
- - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
Условия публикации:
1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:
- Дошкольное
- Начальное общее
- Основное общее
- Среднее (полное) общее
- Среднее профессиональное
- Высшее
- Дополнительное
2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.
3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.
Посмотреть свидетельство:
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р - 150 р.
Словотворчество в дошкольном возрасте
Дата публикации: 24.10.19
Архипенко Татьяна Ивановна,
воспитатель МДОУ «Д/с № 73» г. Магнитогорска
Словотворчество в дошкольном возрасте
В книге Корнея Чуковского «От двух до пяти» собрано огромное количество словосочетаний и умозаключений детей дошкольного возраста. Эта книга подчеркивает и ярко иллюстрирует словотворчество детей дошкольного возраста, тонкое чувство языка, присущее детям, особенности развития детской речи, а также выявляет и показывает влияние среды, в которой растет и развивается малыш. Удивительно, насколько быстро маленький человек, совсем недавно не умевший говорить вовсе и не знающий языка, начинает придумывать слова; сколько логики и смысла в этом процессе и результате.
Процесс словотворчества детей – это процесс создания ребенком новых слов на основе постепенного усвоения лексических, фонетических и грамматических единиц родного языка.
Всё, что начинает говорить ребенок, он слышит от окружающих и воспроизводит это на свой лад. Поэтому огромное значение психологи и лингвисты уделяют среде, в которой растет и развивается ребенок. Он строит каждое новое слово по образу и подобию таких слов, которые уже есть в памяти. Все приставки, суффиксы и окончания ребенок неосознанно ставит точно с соблюдением правил русского языка. В этом и проявляется (пусть неосознанно) языковое чутье – важно развивать и закреплять эту способность.
Ни в коем случае нельзя агрессивно реагировать на ошибки, которые допускает ребенок, ругать его за них. Нельзя смеяться и потешаться над неверным воспроизведением звуков. Испытывая давление и дискомфорт, ребенок начинает остро реагировать на мнение окружающих, взрослых людей. Он начинает замыкаться в себе и предпочитает отмалчиваться – так родители сами зачастую порождают явление, которое психологи называют застенчивость у детей дошкольного возраста. Ребенок боится критики и избегает ситуаций, когда его могут засмеять или отругать. В том числе и за неправильно сказанные новые слова. Слабее всего застенчивость проявляется в младшем возрасте, и окончательно формируется в старшем (к пяти-шести годам). Понаблюдайте за ребенком – если он не может подойти и обратиться к незнакомому взрослому, не хочет выступать публично (читать стихи бабушкам или в саду), не отвечает на вопросы воспитателя и т.д., скорее всего ему мешает застенчивость. На помощь в ее преодолении придут внимание со стороны родителей и педагогов, а также особые методики для занятий с детьми, например, ролевые игры. Важно понять, что ошибки, которые допускает ребенок в словообразовании, это не ошибки, а скорее показатель развития детской речи, процесса научения – он учится строить слова, пытается уловить особенности родного языка.
Детское словотворчество – то есть сам процесс создания ребенком новых для него слов, которые зачастую так умиляют взрослых, характерен для младшего дошкольного возраста. В возрасте пяти-шести лет ребенок уже запоминает достаточно много основных речевых оборотов, которые используют взрослые, и потребность в формировании собственных новых слов угасает естественным образом. Поэтому детское словотворчество — это результат аналитики, логики и работы памяти.
Известный исследователь-психолог Татьяна Ушакова выделяет три основных способа словообразования у детей:
Слова – осколки: например, «моги мне» - производное от «помоги мне». Ребенок просто выделил тот слог, который кажется ему ударным, главным, и взял его за основу. Часть слова, таким образом, превратилась в целое, новое;
Слова, образованные с помощью «чужих» окончаний: говорящий правду – «правдун», маленький лев – «левик» и т.д. Слова на первый взгляд кажутся необычными, но на самом деле они созданы по образу других слов, которые малыш когда-то слышал. «Правдун» имеет то же окончание, что и «ворчун», а «левик» это «лев» и «котик»;
Синтетические слова – составленные из двух: «собачка» может стать «афачкой» (от «ав» и «собачка», слепленных вместе), а лопатка, которой копают – «лопалкой». Таких слов в арсенале ребенка может быть множество. В словаре ребенка встречаются синтетические слова разных частей речи – глаголы, прилагательные, наречия и т.д. Даже во взрослой речи есть синтетические слова – колхоз, самолет и т.д. Ребенок образует синтетические слова сходу и запросто: «в самом деле» превращается в «всамделешний» без проблем.
При этом как отмечают исследователи, есть ряд одинаковых слов, которые можно услышать у многих малышей: «всехний», «огромадный» и т.д. Набор таких слов есть у каждого ребенка – достаточно просто внимательно его слушать.
Таким образом, детское словотворчество проявляется в словообразовании, в словоизменении, в проведении аналогии.
Процесс словотворчества характерен для всех детей в период развития от двух до пяти лет. В основе его лежат желание и способности ребенка, опираясь на уже известные ему слова, придумывать новые, стремиться к построению эффективной коммуникации, развитию речевой деятельности.
Если ребенок не проявляет интерес к освоению фонетической и лексической систем родного языка, не создает синтетические слова (проще говоря – не пытается говорить и коммуницировать с взрослыми), это должно послужить сигналом для родителей. Речь играет огромную роль в полноценном психическом развитии индивидуума, формировании его мышления и сознания. Психолингвистами и детскими психологами доказано, что словотворчество детей дошкольного возраста может быть контролируемым процессом – то есть его можно развивать, повышать уровень развития речи ребенка. Главное, подобрать методику образования, сделать так, чтобы малыш увлекся, и ему было интересно – то есть превратить процесс обучения в игру.
Важно: задача взрослого – научить малыша слышать и слушать, понимать обращенную к нему речь, общаться, формировать новые слова, реагировать в соответствии с ситуацией, закладывать навыки речевого этикета. Так формируется полноценное будущее, закладываются основы характера и взаимодействия с социумом.