Возрастная категория 0+

Скачать дипломы можно в личном кабинете после 20:00 МСК

Добавлено работ

49054
logo
СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64913

Педагогический центр организации и проведения Международных
и Всероссийских дистанционных конкурсов и викторин
г. Москва

Задать вопрос

Выбрать раздел

Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

  • - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Оплатите организационный взнос (250р) - 150р.
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

Условия публикации:

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

Посмотреть свидетельство:

Сертификат

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р - 150 р.

Познавательная активность детей дошкольного возраста

Дата публикации: 20.12.20

Автор:
Загидуллина Ксения Вадимовна Воспитатель , МАДОУ №18, г.Салават

Познавательная активность детей дошкольного возраста

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается следующая обязанность педагогического работника: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорово-о и безопасного образа жизни». На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность. В последнее время в педагогике, также как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры. Проблема формирования опыта познавательной деятельности исследовалась в разных трудах психологов и педагогов. КД. Ушинский, Я.А. Коменский, Д. Локк определяли познавательную деятельность как естественное желание дошкольников к познанию. А.К. Маркова, Г.И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее применения у старших дошкольников. Проблема формирования опыта познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, поскольку считается условием интеллектуального развития. Познавательная деятельность – сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: солнце и дождь, радость и страх. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками», так как познавательная активность в этом возрасте очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

В пять лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. Вспоминая его двухлетним -трехлетним малышом, мы видим, как он вырос, повзрослел, поумнел, он стал большим, однако «старшим» и «большим» ребенок стал только в пределах детского сада. На самом деле пред нами все те же маленькие дети, который предстоит достаточный путь развития, уходящий далеко за границы дошкольного детства.

Возрастной период от пяти до шести лет – значимый этап в развитии познавательной деятельности дошкольников. В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в общем познавательном развитии ребенка. Для того что бы лучше понять значение и роль этого возрастного периода, необходимо рассмотреть его совокупности с предстоящими годами. На отрезке с двух до четырех лет объектами познания является богатое, многообразное предметное содержание его ближайшего окружения. Всё, с чем сталкивается на своём пути познания (предметы, явления, события), воспринимались им как единичное в своём роде, единственное. И это «единственное» он интенсивно и активно познавал по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю». К четырем годам ребёнок освоил огромное количество предметов нашего мира. Но в основном накопленные представления фактически не были связаны между собой в сознании ребёнка. Постепенно к пяти годам «тылы» ребёнка крепнут. Мир его ближайшего окружения становится всё более прочным и ясным, так как ребёнок научился использовать «последовательность» для упорядочивания уже имеющейся у него и вновь поступающей информации. К тому же в сознании детей пяти лет уже накоплен значительный информационный багаж, который, конечно, будет пополняться и в старшем дошкольном возрасте [12].

Содержимое данного багажа (знания, отдельные понятия, представления о мире) играет существенную роль в умственном воспитании ребенка, т. к. является своеобразной «материальной базой», на основе которой происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. Действительно, ведь нужно что-то сравнивать, анализировать, обобщать, сопоставлять и т. п. Это «что-то» - и есть те представления, познания о мире, которые уже имеются в сознании ребенка или приобретаются им. И тем богаче, разнообразнее, занимательнее и осознаннее будет протекать развитие его познавательной деятельности. В пять — шесть лет ребенок по — прежнему смотрит на мир, широко открытыми глазами. И все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой пытливый взгляд на открывшуюся ранее перспективу познания большого мира, он смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать. Однако, имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста, возможность упорядочивания информации, пока еще не позволяет ему полностью переработать поступающую информацию и может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети пяти — шести лет не в состоянии осмыслить и понять.

Предвидеть и предупредить результаты подобного несоответствия обязаны мы, взрослые, через разумное, продуманное руководство познавательным развитием детей. Нужно не забывать, что процесс познания включает в себя два равноценных компонента: один восприятие информации, и другой — отношение к ней. Если мы хотим вырастить человека — созидателя, то в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребенок пронесет это отношение через всю жизнь. А приобретенные знания будут накладываться на это отношение. У детей пяти — шести лет мы наблюдаем стремление расширить познавательные горизонты действительности, то есть свой кругозор. Желания выявить вникнуть в существование в нашем мире связи и отношения к окружающему миру.

Для всестороннего развития детей в группе создана развивающая среда: книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, музыкальный уголок, уголок по физическому воспитанию. Есть познавательный уголок, в котором имеются альбомы с марками, наборы знаков, наборы открыток с изображением городов, альбомы с загадками, альбомы с дикими и домашними животными. Так же в группе имеется уголок технического творчества для детей. В нем находятся сломанные часы, фотоаппарат, фонарь и т. д., детям очень интересно собирать их по частям и деталям. В группе также есть множество дидактических и сюжетно ролевых игр, т. к. игры играют очень важную роль в развитии детей.

В старшем дошкольном возрасте ребенок приступил к активному познаванию большого мира. Постигать этот мир только посредством слова пятилетнему ребенка очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его личным опытом. Для формирования у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире ему нужна серьезная поддержка. Поэтому в группе есть много картинок, иллюстраций.

Большую роль в познавательном развитии играет природа. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детских садах сочетается с воздействием на ребенка дома. Родители принимают активное участие в развитии и жизни группы. Введение маленького человека в мир прекрасного желательно начать в привычных условиях, делая акцент на беседах, наблюдениях, творческих занятиях и экскурсиях на природе, а затем и в залах краеведческого музея.

К тому же в сознании детей пяти лет уже накоплен значительный информационный багаж, который, конечно, будет пополняться и в старшем дошкольном возрасте. Самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все интересующие его вопросы ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Но также не надо забывать и о проектной деятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач современного образования:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу

ФГОС ДО подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОО настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — я запомню, дай попробовать - и я пойму!». Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.

Скачать публикацию Скачали: 95 раз(а)