Выбрать раздел
Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:
- - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
- - Перейти на страницу подачи публикации
- - Оплатите организационный взнос (250р) - 150р.
- - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
- - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
- - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
Условия публикации:
1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:
- Дошкольное
- Начальное общее
- Основное общее
- Среднее (полное) общее
- Среднее профессиональное
- Высшее
- Дополнительное
2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.
3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.
Посмотреть свидетельство:

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р - 150 р.
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Валеологические представления, как основа формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Дата публикации: 07.03.21
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Валеологические представления, как основа формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья – это, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.
Что такое валеология? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» - «наука». Таким образом, валеология – наука о здоровье. Есть еще одно определение: валеология — наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.
Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».
Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:
- Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности
- Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой.
- Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных.
- Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
- Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга.
- Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Основная цель валеологического воспитания – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.
Задачи:
- Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;
- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью;
- Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;
- Приобщать детей к спорту;
- Развивать основные физические возможности;
- Способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;
- Профилактика и устранение вредных привычек;
- Закаливание;
- Создание оптимального режима дня;
- Квалифицированная диагностика состояния здоровья.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую предметно – развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по валеологии. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также имеет упор на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
Вся система работы по валеологическому развитию детей состоит из десяти блоков:
- «Тело человека» илизнай свое тело: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
- «Личная гигиена»: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
- Вредные привычки: в работе по данному блоку широко используются психологические приемы.
- «Будем спортом заниматься»: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
- «Соблюдай режим дня»: воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.
- Настроение: дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.
- «Полезные продукты» и «Витамины и здоровый организм»
- «Врачи - наши помощники»
- «Ребенок на улицах города»: знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения.
- «Опасные предметы»: закрепление правил безопасности.
Формы организации деятельности детей:
1.НОД с валеологической направленностью.
Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ.
Задачи:
- Формирование у детей сознания того, что человек — часть природы и общества.
- Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью.
- Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой.
- Выработка навыков личной гигиены.
- Закаливание детей.
- Профилактика и устранение вредных привычек.
- Осуществление валеологического мониторинга.
Этапы формирования понятий:
Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек».
Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе.
Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции.
Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.
2.Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем.
Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д.
3.Самостоятельная деятельность детей.
При организации валеологической работы воспитатель должен:
- Соблюдать правила СанПина.
- Использовать здоровьесберегающие технологии.
- Осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.
- Исключить стрессовые ситуации, сохранять благоприятный психологический климат в группе (принцип «Не навреди»)
- Использовать дифференцированность форм, методов и средств.
Сверхзадача работы детского сада по данному направлению – пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами (детским садам) следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью.