Выбрать раздел
Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:
- - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
- - Перейти на страницу подачи публикации
- - Оплатите организационный взнос (250р) - 150р.
- - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
- - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
- - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
Условия публикации:
1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:
- Дошкольное
- Начальное общее
- Основное общее
- Среднее (полное) общее
- Среднее профессиональное
- Высшее
- Дополнительное
2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.
3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.
Посмотреть свидетельство:
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р - 150 р.
«Использование ладони для создания образа»
Дата публикации: 06.06.21
МБДОУ "Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей города Гатчина"
Проект «Использование ладони для создания образа»
Паспорт проекта
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить, формируется представление об окружающем мире. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Актуальность даннойработы заключается в том, что такое рисование «нетрадиционная техника использования ладони» вызывает у детеймассу положительных эмоций. В процессе рисования пальчиком или ладошкой дети получают необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Они не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность. Это маленькая игра, которая дает возможностьдетям думать, пробовать, искать новые идеи, экспериментировать, само выражаться. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Цель: обогащение практического опыта художественно-творческой деятельности детей через систему занятий нетрадиционной художественной техникой.
Задачи:
Обучающие:
1.познакомить детей с основными терминами при рисовании ладонью;
2.обучать разнообразным технологическим приемам работы в художественной технике рисования ладонью;
3.закрепить и расширить знания, полученные на занятиях, о художественных возможностях использования ладони;
4.формировать умения самостоятельно решать художественно-творческие задачи используя нетрадиционную технику рисования ладонью;
5.формировать умениеследовать устным инструкциям;
6.формировать устойчивое желание к дальнейшему совершенствованию навыков художественно-творческой деятельности;
7.обогащать словарь ребенка и расширять его кругозор.
Развивающие:
1.развивать самостоятельность суждений, эстетический вкус;
2.развивать чувства собственного достоинства, самоуважения, уверенности в себе;
3.развивать коммуникативные навыки, культуру общения со сверстниками;
4.развивать внимание, память, логику и пространственное воображение;
5.развивать мелкую моторику рук;
6.развивать художественный вкус.
Воспитательные:
1.воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;
2.формировать адекватную самооценку;
3.формировать навыки общественного поведения;
4.формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Занятия предполагается проводить во время совместной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Работа ведется по подгруппам, в младшей, средней и старшей группе 1 раза в месяц, а в подготовительной группе 2 раза в месяц. Продолжительность занятий: 15 минут в младшей группы, 20 минут в средней группы, 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной группе.
Продолжительность учебного года по программе устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Для реализации проекта «Использование ладони для создания образа» разработан примерный календарно – тематический план. Темы занятий соотнесены со временем года и темами организованной образовательной деятельности.
Проект предлагается осуществлять в три этапа:
1.подготовительно - проектировочный этап;
2.практический этап;
3.обобщающе - результативный этап.
1 этап – подготовительно - проектировочный этап. Он включает:
1.выявление участников проекта;
2.определение объема проекта;
3.составление примерного календарно-тематического плана по проекту;
4.расчет количества ресурсов, необходимых для выполнения проекта.
2 этап – практический. Он включает:
1.организацию учебно-познавательного и творческого процесса;
2.создание работ с использованием ладони.
3 этап – обобщающе - результативный этап:
1.уточнение и обобщение результатов;
2.создание альбома образцов.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Формы проведения занятий:
- игра;
- беседа;
- мастер-класс;
- конкурс;
- мастерская;
- выставка.
Методы обучения:
- словесный – рассказ, объяснение;
- наглядный – демонстрация образцов, показ приемов выполнения работы;
- практический – освоениенетрадиционной художественной техники;
- аналитический – наблюдение, сравнение, анализ образцов;
- самоконтроль, самоанализ, коллективное обсуждение выполненных работ.
Условия реализации проекта.
Реализация данного проекта не требует особых материально-технических условий. Работу планируется проводить на стандартной базе образовательного учреждения. Помещение для проведения занятий должно быть хорошо освещено. Рабочее пространство должно быть правильно организованно, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОО СанПиН 2.4.1.3648-20, 1.2.3685-21. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, а также современные технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска и др.).
Для работы потребуется:
- краски пальчиковые и гуашь;
- цветные карандаши, фломастеры;
- кисти для рисования;
- бумага.
Ожидаемые результаты обучения.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:
1.теоретическая подготовка ребенка;
2.практические умения и навыки;
3.личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации проекта.
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребёнок рисует свою работу);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанности).
Формы подведения итогов:
1.проведение выставок работ детей;
2.составление альбома лучших работ.
Взаимодействие с родителями:
1.предоставление информации о текущей работе;
2.индивидуальные беседы и консультации;
Взаимодействие с воспитателями:
1.проведение мастер – класса;
2.консультации, по мере необходимости.
Методическое обеспечение проекта. Нормативно-правовые ресурсы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в РФ".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 с изменениями от 21.01.2019 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- СанПиН 2.4.3648-20
- СанПин 1.2.3685-21
Примерное календарно-тематическое планирование
Младшая группа
№ | Месяц | Тема занятия | Содержание |
1 | Сентябрь | Дождик | Рисование кончиком пальца хаотичных точек одного цвета |
2 | Октябрь | Золотая осень | Рисование кончиком пальца хаотичных точек разного цвета |
3 | Ноябрь | Ягоды рябины | Рисование кончиком пальца точек одного цвета на подготовленной основе |
4 | Декабрь | Снег | Рисование кончиком пальца хаотичных точек одного цвета на тонированной бумаге |
5 | Январь | Зайка беленький | Рисование кончиком пальца хаотичных точек одного цвета в пределах контура на тонированной бумаге |
6 | Февраль | Дымковская игрушка | Рисование кончиком пальца точек разного цвета на форме в пределах контура |
7 | Март | Мимоза для мамы | Оттиск одной ладони и рисование кончиком пальца хаотичных точек одного цвета на тонированной бумаге |
8 | Апрель | Рыбка в аквариуме | Оттиск ладони одного цвета, рисование кончиком пальца прямых линий одного цвета. Дорисовка деталей. Возможна коллективная работа |
9 | Май | Салют | На тонированной бумаге рисование кончиком пальца хаотичных линий и точек разных цветов. Раскрашивание деталей |
Средняя группа
№ | Месяц | Тема занятия | Содержание |
1 | Сентябрь | Ягоды | Рисование кончиком пальца точек красного цвета по месту. Раскрашивание листьев |
2 | Октябрь | Мухомор | Рисование кончиком пальца белых точек и зеленых линий по месту. Подготовка фона воспитателем |
3 | Ноябрь | Птицы | Оттиск одной ладони коричневого цвета, дорисовка деталей. Ладонь возможно красить двумя цветами. Подготовка фона воспитателем.Может быть коллективная работа |
3 | Декабрь | Ёлка | Рисование кончиком пальца линий зелёного цвета и точек разных цветов |
5 | Январь | Зайка беленький | Рисование на тонированной бумаге кончиком пальца кругов, линий и точек одного цвета.Дорисовка деталей |
6 | Февраль | 23 февраля | Оттиск кулака,дорисовка деталей. |
7 | Март | Цветы для мамы | Оттиск ладони три раза. Дорисовка деталей. Может быть тонированный фон |
8 | Апрель | Кораблик | Оттиск одной ладони любого цвета на тонированном фоне. Дорисовкакистью и красками деталей |
9 | Май | Бабочка | Оттиск двух ладоней по два раза разными цветами на тонированном фоне. Дорисовка деталей. Возможна коллективная работа |
Старшая группа
№ | Месяц | Тема занятия | Содержание |
1 | Сентябрь | Виноград | Оттиск 2-х ладоней одного цвета и рисование кончиком пальца точек одного фиолетового цвета. Дорисовка деталей |
2 | Октябрь | Золотая осень | Оттиск ладони три раза тремя разными цветами, рисование кончиком пальца точек разного цвета на тонированной бумаге. Дорисовка деталей |
3 | Ноябрь | Ёлочка | Рисование кончиком пальца хаотичных точек разного цвета по прикрепленномушаблону |
4 | Декабрь | Дед Мороз | Оттиск одной ладони одного цвета, рисование кончиком пальца точек одного цвета на цветной бумаге. Дорисовка деталей |
5 | Январь | Снеговик | Рисование кончиком пальца кругов и точек белого цвета на тонированной бумаге. Дорисовка деталей |
6 | Февраль | Снежный голубок | Оттиск ладони один раз белого цвета на цветной бумаге. Дорисовка деталей |
7 | Март | Цветы для мам | Рисование кончиком пальца точек разного цвета и линий зеленого цветана тонированной бумаге |
8 | Апрель | Длинношеее животное | Оттиск 2-х ладоней, точки одного цвета по форме. Дорисовка деталей |
9 | Май | Мир! Труд! Май! | Оттиск ладоней разного цвета на тонированной бумаге. Дорисовка деталей |
Подготовительная группа
№ | Месяц | Тема занятия | Содержание |
1 | Сентябрь | Воспоминание о лете | Создание образа из точек на тонированной бумаге. Прорисовка фона и образов |
2 | Сентябрь | Горбатый мостик Гатчинского парка | Создание образа с помощью оттиска 2-мя ладонямизеленого цвета, рисование кончиком пальца точек разного цвета. Прорисовка фона и деталей пейзажа |
3 | Октябрь | Осенняя пора | Оттиск несколькихладоней одного цвета на подготовленной воспитателем тонированной бумаге. Дорисовка деталей. Возможна коллективная работа |
4 | Октябрь | Моя семья | Обводка ладони. Прорисовка деталей цветными карандашами |
5 | Ноябрь | Подводный мир. Морской конёк | Оттиск, несколько раз, фалангой пальца на подготовленном фоне. Дорисовка деталей |
6 | Ноябрь | Домашние животные. Дружок | Создание образа обводкой ладони и закрашиванием контура. Дорисовка деталей. Подготовка фона воспитателем |
7 | Декабрь | Зимушка - зима | Создание образа с помощью цветных точек на подготовленном фоне |
8 | Декабрь | Новый год | Создание образа с помощью цветных точек на подготовленном фоне. Дорисовка деталей |
9 | Январь | В гостях у сказки. Огнедышащий Дракон | Оттиск ладони одного цвета на тонированной бумаге. Дорисовка фона и деталей дракона |
10 | Январь | Волшебный замок | Оттиск ладони, покрашенной несколькими цветами на тонированной бумаге. Дорисовка фона и деталей изображения |
11 | Февраль | Звери жарких стран | Оттиск ладониодного цвета на цветной бумаге. Прорисовка фона и деталей изображений |
12 | Февраль | Пиратская вечеринка | Обводка ладони по контуру.Дорисовка деталей цветными карандашами |
13 | Март | 8 Марта | Оттиск любого цвета несколько раз кулака. Дорисовка деталей |
14 | Март | Мозаика – Петя петушок | Рисование кончиками пальцев точек разных цветов,создание мозаики |
15 | Апрель | Герои любимых сказок. Жар птица | Обводка ладони.Дорисовка фона идеталей цветными карандашами |
16 | Апрель | Иллюстрации к произведениям | Создание образа из цветных точек. Дорисовка фона и деталей |
17 | Май | Фантазия | Обводка ладони.Прорисовка фона и деталей цветными карандашами |
18 | Май | До свидания, детский сад! | Создание образа из цветных точек |
Заключение
Активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования, позволяющим реализовать одно из наиболее важных условий успешного развития способностей - разнообразие и вариативность работы, то есть избежать простого копирования предлагаемого образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это в свою очередь развивает ребёнка разносторонне, даёт толчок к выражению индивидуальности.
Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально тёплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует интеллектуальному развитию ребёнка, коррекции психических процессов и личностной сферы ребёнка.
Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, даёт возможность использовать хорошо знакомые детям предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием.
Проект «Использование ладони для создания образа» на протяжении года реализовывался в МБДОУ «Детский сад №1» г. Гатчина.
По итогам каждого занятия сделанные работы выставлялись, в конце года проводилась выставка лучших работ детей. Все работы имеют практическую значимость. Они использовались для оформления помещений группы и рекреаций к тому или иному мероприятию, подарка близким (родителям) и работникам ДОУ к праздникам, украшения дома.
Техника рисования, которая использовалась при составлении данного календарно-тематического планирования, выбрана согласно возрасту и способностям детей, она действительно работают не только на получение результата с использование имеющихся у ребёнка навыков, но и формируют в детях мотивацию развивать свои умения дальше, пробовать новое.
Результатом работы с детьми являются: выставки рисунков, украшение зала к праздникам своими работами, дети готовят поздравительные открытки взрослым.
Список литературы
1.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 272 с.
2. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 1. – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: «Карапуз-дидактика», 2007. 55 с.
6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с. + 16с. цв. вкл.