Возрастная категория 0+

Скачать дипломы можно в личном кабинете после 20:00 МСК

Добавлено работ

48806
logo
СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64913

Педагогический центр организации и проведения Международных
и Всероссийских дистанционных конкурсов и викторин
г. Москва

Задать вопрос

Выбрать раздел

Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

  • - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Оплатите организационный взнос (250р) - 150р.
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

Условия публикации:

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

Посмотреть свидетельство:

Сертификат

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р - 150 р.

Физическое воспитание детей с нарушением зрения

Дата публикации: 09.10.20

Автор:
Комзалова Елена Александровна инструктор по ФИЗО, МАДОУ № 18, г.Салават, Республика Башкортостан

Физическое воспитание детей с нарушенным зрением Инструктор по физической культуре МАДОУ № 18 г. Салавата

Комзалова Е.А.

Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного организма ребенка и всех его функций, физических сил и качеств. Дети с нарушением зрения имеют особую специфику физического развития.

Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются: меньшая подвижность, нечеткость координации движений, снижение темпа выполнения движений,уменьшение ловкости, нарушение ритмичности,появление неточности движений,трудностиво времяориентировкив пространстве,и при выполнении движений на равновесие.

Ограниченные зрительные возможности детей искажают реальное представление об окружающем мире, вызывают вторичные отклонения. У таких детей наблюдаются нарушения координации движения, слабо развито чувство равновесия, неумение ориентироваться в пространстве, действовать сообща, недостаточный двигательный опыт, гиперактивность или, наоборот, пассивное отношение к происходящему.

Я работаю инструктором по физическому воспитанию в МАДОО№18 г.Салавата, где, наряду с другими детьми воспитываются дети с нарушением зрения. К моменту поступления большинства детей в наш детский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое отставание, что обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания. Медико-педагогические диагностирования физического развития дошкольников в нашем специализированномдетском саду и наблюдения за их свободной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, у слабовидящих - к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни. Показатели веса детей с нарушением зрения на 10-15% выше, чем у нормально видящих детей; а рост на5-7% ниже. Определение уровня физического развития показало, что до 62% детей с нарушением зрения отстают в физическом развитии. Вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие мышечной силы, сопутствующие заболевания, различные нарушения опорно-двигательногоаппарата, носящие стойкий характер, типичны для детей с нарушениями зрения.

В связи с этим особое внимание на физкультурных занятияхв коррекционных группах ДОО уделяетсяпрофилактической и коррекционной работе, которая направлена на нормализацию двигательных действий.Наиболее действенным средством, которые я, как и все педагоги коррекционных группвзяла за основу работы с детьми с нарушением зрения, является комплексный подход к развитию физических и зрительных возможностей, а также установление взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом. Эта работа предусматривает оказание положительного влияния на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития. Поэтому все организационныеформы физической культуры(занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные праздники, физкультминутки, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная активность) имеют коррекционную направленность. В нашей работе с детьми с нарушением зрения важно научить ребенка всему, что умеет его зрячий сверстник.

Остановлюсь на некоторых примерах нашей работы с детьми.

Одним из видов основных движений является метание в цель.Оно в значительной степени зависит от характера зрения, так как, прежде всего, ребенок должен выделить и зафиксировать цель, определить расстояние, соизмерить свое предметное действие с данными зрительной информации. Дети с дефектом зрения не могут примериваться, поэтому сразу же бросают мяч в корзину, отчего довольно часто результат является отрицательным. В отличие от них, нормально видящие дети, примериваются, контролируют действия руки, следят за полетом мяча, могут проанализировать ошибки, если мяч не попал в цель. При этом нормально видящие дети при отрицательном результате называют причину неудачи: «я плохо прицелился», «дай я еще раз брошу». Такое поведение у детей с нарушением зрением чаще всего не наблюдается, а интерес к результату падает.

Еще одним примеромработы с детьми с нарушением зрения являетсяособенность в отборе общеразвивающих упражнений. Здесь я учитываю не только общепедагогические требования к отбору и особенностям проведения, но и коррекционные требования и особенности проведения данных упражнений.

Опираясь на исследования, представленные в работах Сековец Л.С., при выполнении общеразвивающих упражнений, с целью организации зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, стараюсьсоздавать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучения приспособления или оборудования, с которым выполняется действие); формирую умение наблюдать; предъявляем оптимальный объем информации (слишком большой объем в движениях рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии).

Обязательным условием занятий по физической культуре является учет индивидуальных возможностей детей (острота зрения, характер патологии, сопутствующие заболевания) при восприятии предметов и действий; обеспечивается страховка при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту; каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего. Поэтому упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает утомление местного характера. Например: после упражнений для туловища (повороты в стороны) следует упражнение для ног и брюшного пресса, затем опять для туловища, но другого характера (наклоны вперед). В работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое сложное. Упражнения сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием (приседания, упражнения из исходного положения лежа).

Кромефизических упражнений важным условием является включение в программу занятий зрительных упражнения – в качестве завершающего этапа. На своих занятияхпостоянноиспользую гимнастику для глаз по методике Э.С.Аветисова, Жданова П.Г., которые помогают улучшать циркуляцию крови и внутриглазной жидкости, укрепят глазные мышцы, улучшат аккомодацию.

Нельзя не отметить важность созданияв ДОУ условийдля полноценного физического развития детей. Оборудован прекрасный спортзал; подобран спортивный материал, который соответствует коррекционной направленности нашей работы. На территории построена спортивная площадка, которая также способствует полноценному развитию физических возможностей детей.

Таким образом, особый подход к организациифизического воспитания в нашем ДОО для детей с нарушениями зрения повышает их адаптацию и приспособление к окружающему миру, обеспечивает адекватную физическую нагрузку на организм и создает благоприятный фон для лечения заболевания и улучшения зрительной функции. Учитывая особенности детей с нарушениями зрения и используя возможности, в которых дети будут успешны, можно добиться гармоничного физического воспитания, что даст правильное физическое развитие организма детей.

Скачать публикацию Скачали: 88 раз(а)