Выбрать раздел
Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:
- - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
- - Перейти на страницу подачи публикации
- - Оплатите организационный взнос (250р) - 150р.
- - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
- - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
- - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
Условия публикации:
1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:
- Дошкольное
- Начальное общее
- Основное общее
- Среднее (полное) общее
- Среднее профессиональное
- Высшее
- Дополнительное
2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.
3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.
Посмотреть свидетельство:
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р - 150 р.
Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки
Дата публикации: 31.03.21
Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки
Автор статьи педагог дополнительного образования МБУ ДО ГДДЮТ Климанова Елена Анатольевна
Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности является основой успеха всего процесса, основой успеха и ребёнка и педагога. Главным аспектом в творческом образовательном процессе я выделяю возможность оказания своевременной экологичной педагогической поддержки учащимся. Успех во многом зависит от того, какое влияние оказывает педагог на учащихся, что непосредственно связано с его тактом, личностными качествами, с умением создать обстановку доверия, сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. А для этого педагог должен обладать гибким, креативным мышлением (методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание), высоким уровнем профессиональной культуры, иметь опыт оказания поддержки и помощи в процессе совместной творческой деятельности и быть компетентным. В созданных педагогом условиях и будет проявляться талант ребёнка. В организации этого процесса, способствующего раскрытию художественных дарований, особое значение приобретает педагогическая поддержка созидательных устремлений учащихся. Эта деятельность носит целостный характер и является составной частью учебного процесса. Получая определённые знания и умения, дети осмысливают и создают. У каждого ребёнка свой, особый подход к процессу творчества. Педагог, исходя из потребностей учащихся, создаёт оптимальные условия для этого процесса. Одна из главных задач преподавателя состоит в эмоциональной и творческой помощи детям. В этой ситуации необходимы консультации с родителями об индивидуальных особенностях детей, что является первой ступенью к успеху в раскрытии творческих способностей учащихся. Особенно это важно в дополнительном образовании, где нет строгого регламента в обучении и всегда присутствует элемент вариативности. Многие ученые-педагоги используют термин «педагогическая поддержка» как личностно-педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую помощь, так как эти виды помощи реализуются в комплексе во всех образовательных учреждениях и в деятельности педагогов. Поддержка направлена на решение проблем учащихся в учебном процессе, которые возникают в их познавательной и творческой деятельности. Чаще всего без помощи педагога дети не могут самостоятельно преодолеть трудности. Исходя из собственного опыта, могу назвать одну, часто встречающуюся в последнее время, проблему – срв (синдром рассеянного внимания). Родители из за своей загруженности могут об этом даже не знать, а в процессе творческой деятельности, особенно требующей кропотливой работы, синдром ярко проявляется. Естественно, чтобы решить эту проблему, нужны совместные действия родителей и педагога. Но, находясь в учебном процессе, педагог становится главной опорой для учащегося в преодолении препятствий. Педагогическая поддержка, основанная на принципе сотрудничества, позволяет учитывать интересы, цели, возможности учащихся, способствует преодолению трудностей на пути достижения желаемых результатов, развитию навыков самовоспитания, общения, самостоятельного и творческого мышления. Поддержка, как проявление культуры обучения и воспитания, обеспечивает внутреннюю свободу ребёнка, что позволяет ему вариативно мыслить и помогает выстраивать отношения со взрослыми. Основное правило педагогической поддержки – создать условия для устранения препятствий в творческой деятельности учащихся с целью расширения их интеллектуальных, духовно-нравственных, эмоционально-чувственных и творческих возможностей, а также способствовать развитию личностных качеств и проявлению самостоятельности в принятии решений. Педагог должен вовремя заметить склонности и интересы учащихся и всячески их стимулировать и развивать. Суть педагогической поддержки творчества и инициативности учащихся заключается в том, чтобы показать неповторимость их дарования, а неудачи и отрицательные моменты превратить в творчество. Для этого необходимо научить ребёнка анализировать свою творческую деятельность и ее результаты, находить экологичные пути устранения отрицательных последствий. Учащиеся не должны бояться пробовать, экспериментировать и не огорчаться при получении отрицательного результата, а задача педагога помочь детям найти эффективные приемы и способы решения проблем, но делать это тактично и доброжелательно. Постепенно, шаг за шагом формируя навыки самостоятельного анализа своей деятельности, проектирования своих действий и эстетического подхода к продукции творчества. В процессе у учащихся формируется самооценка, определяется свой статус, появляется уверенность в своих возможностях. Чтобы обеспечить эффективность данного процесса, педагогу необходимо выполнить ряд психолого-педагогических задач: помочь учащимся осознать значимость результатов творческой деятельности, ее цель, перспективы, свою индивидуальность. Формировать у учащихся аналитическое, критическое, конструктивное отношение к материальному миру, нацелить их на творческие и созидательные процессы. Развивать у учащихся навыки теоретического анализа, воспитать чувство ответственности за результаты творческой деятельности, эмоциональное отношение к процессу творчества. Привлекать учащихся к разным формам творчества, создавая для этого необходимые условия. Оказывать помощь в устранении отрицательных факторов, препятствующих самостоятельной работе учащихся. Готовить учащихся к применению творческого подхода к решению личных проблем.
В содержание этого процесса можно ввести следующие элементы: помощь в создании работ, связанных с жизнью детей, выбор творческих заданий и самоусовершенствование; выражение отношения к реальной действительности с помощью творчества; воспитание чувства гармонии с окружающим миром; помощь в формировании мыслей и ценностей, имеющих личностный характер. Отношения с учащимися устанавливаются на уровне открытости, доверия и равноправного партнерства, где приветствуется любая инициатива. Прежде всего, помощь заключается в организации теоретико-аналитической деятельности по отношению к продукции собственного творчества учащихся и процесса оценивания. Функции педагога в процессе сотрудничества с детьми типа мастер – ученик, определяются также характером творческих заданий, которые могут быть управляющими и ориентирующими. В творческом процессе поддержка носит не общий, а консультативный характер, на уровне дружеского совета. В этом аспекте она осуществляется по следующим направлениям: развитие творческой деятельности учащихся с учетом их психофизических, психологических, интеллектуальных качеств и социально-педагогических условий; поддержка творческих способностей учащихся на основе определения социальной среды и межличностных отношений; определение механизма поэтапного применения педагогических методов, направленных на развитие творческих способностей учащихся; обеспечение реальных возможностей для внесения коррекции в процесс творческого развития детей на разных этапах, исходя из складывающейся ситуации; реализация целостного системного подхода к процессу; осуществление открытости, внедрение гуманистических принципов в процесс поддержки творческой деятельности.
Во все самые сложные периоды развития образования предназначение педагога оставалось неизменным – быть носителем духовности, культуры и творчества. Творчески работающий педагог всегда испытывал и испытывает непреодолимую потребность реализовать свои личностные и профессиональные способности при осуществлении намеченных замыслов, позволяющих ему максимально раскрыть свой творческий потенциал. А в условиях современных образовательных стандартов развивающий результат в обучении выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей и без педагогической поддержки и творческого сотрудничества с учащимися , предназначение реализовать невозможно .
«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”» – М.М. Поташник
«Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа!» – Ю. П. Азаров
Литература :
Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
Профессиональный стандарт педагога. Независимое сетевое педагогическое издание «Учительская газета». URL: http://www.ug.ru/new_standards/6
Козленко В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся//Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. -М., 1981
Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. – Волгоград: Перемена, 2000.