Возрастная категория 0+

Скачать дипломы можно в личном кабинете после 20:00 МСК

Добавлено работ

48958
logo
СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64913

Педагогический центр организации и проведения Международных
и Всероссийских дистанционных конкурсов и викторин
г. Москва

Задать вопрос

Выбрать раздел

Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

  • - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Оплатите организационный взнос (250р) - 150р.
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

Условия публикации:

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

Посмотреть свидетельство:

Сертификат

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р - 150 р.

Конспект "Загадки русской избы"

Дата публикации: 18.03.18

Автор:
Султанбратова Галя Владимировна Воспитатель, МАДОУ г.Нижневартовска детский сад №83 "Жемчужина", Тюменская г.Нижневартовск

МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКАДЕТСКИЙ САД №83 «ЖЕМЧУЖИНА»

КОНСПЕКТ НОД

«ЗАГАДКИРУССКОЙ ИЗБЫ»

(с детьми старшего дошкольного возраста)

Подготовила:

Султанбратова Г.В.

Нижневартовск, 2018

Конспект НОД «Загадки русской избы»

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

1. Расширение кругозора и эрудиции детейзасчет обогащениясловарного запаса и ознакомления с предметами старины.
2.Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народномтворчестве.
3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4. Вызвать желание создать оберег своими руками.
5. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка, чугунок и др.). Яблочко, компьютер,записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Золотые ворота", русский народный костюм для хозяйки, шапочки: «Солнце» и «Луна», лоскутки, нитки.

Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание занятия

Примерные ответы детей

1.Организационный момент

Хозяйка. Я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. На столе у меня хлеб да соль.

-Милости просим, гости дорогие!

Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве-буде». Что означает, как вы думаете?

Хозяйка. Правильно, будьте здоровы, здравствуйте.

Будьте здоровы, здравствуйте.

2.Сообщение темы

Хозяйка. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались (избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба.Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели). В избу вели деревянные ступеньки.

Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Что же значит название Красный угол?
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот так жили люди раньше!

Хозяйка: Скажите,пожалуйста, что вы видите в избе?

Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Хозяйка: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.
В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли, пели песни, играли в народные игры.

Давайте и мы поиграем в русскую народную игру: «Игра с ленточкой»

Считалка.

Катилось яблоко:

Мимо сада,

Мимо огорода,

Кто его поднимет, тот и выйдет

Игра с ленточкой

ВышлаНастя погулять

Стала друга выбирать

Стала друга выбирать (подружку )

Кому ленточку отдать

Поклонись, поклонись, да за ленточку держись.

Хозяйка А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы.

Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).

И помогут нам в этом загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра... (коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок).

Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.

Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. . Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.

Хозяйка. Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны?

- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани.

- Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.

- Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

- Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег?

Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

Дети перечисляют: печь, сундук, скамейки, столы, лапти и другие

Чтобы печь, готовить

Дети слушают звуки, как горят дрова

Дети пластмассовые

Эти куклы из кусков ткани

кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Заключительная часть.

Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.

Хоровод с куклами.

Игра «Солнце и луна»

Золотые ворота

Проходите,господа
Первой мать пройдет

Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается

А на третий раз
Не пропустим вас

Вос-ль: Ребята, скажите, вам сегодня понравилось в гостях. Где вы были? А что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

До свиданиягости, дорогие! Приходите еще раз.

Дети прощаются и уходят.

Да, были мы в гостях в русской избе.