Возрастная категория 0+

Скачать дипломы можно в личном кабинете после 20:00 МСК

Добавлено работ

49071
logo
СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64913

Педагогический центр организации и проведения Международных
и Всероссийских дистанционных конкурсов и викторин
г. Москва

Задать вопрос

Выбрать раздел

Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

  • - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Оплатите организационный взнос (250р) - 150р.
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

Условия публикации:

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

Посмотреть свидетельство:

Сертификат

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р - 150 р.

Формирование духовно-нравственной культуры у дошкольников

Дата публикации: 06.12.18

Автор:
Вержева Юлия Валерьевна воспитатель, МБДОУ №52, г.Ульяновск

Формирование духовно-нравственной культуры у дошкольников.

Составитель: Вержева Юлия Валерьевна, воспитатель МБДОУ №52, г.Ульяновск

Духовно-нравственное воспитаниедетей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно направленно на усвоение подрастающими поколениями высших духовных ценностей, таких как жизнь человека, семейные традиции, поведение в обществе. Дошкольное воспитание является очень важным периодом в духовно-нравственном становлении личности, именно поэтому ребенка необходимо знакомить с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности уже с малых лет.

Духовно-нравственное воспитаниестроится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника. И в процессе такого воспитания главная задача педагога – отобрать из множества впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему и помочь развить положительные качества, основываясь на его восприятии: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события - основы такого эмоционального воспитания личности и восприятия отдельных элементов духовно-нравственной культуры. Они закладываются в раннем детстве и уже на данном этапе развития должны подкрепляться поддержкой со стороны воспитателей детских садов, а также родителей воспитанников.

Наиболее эффективными методами и приемами в процессе формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников является:

- поучение, разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;

- личный пример адекватного эмоционального реагирования воспитателя, иллюстрации (предъявление для восприятия картины с изображением эмоций людей, схематичные изображения эмоций, демонстрация мультфильмов и диафильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственных и безнравственных, создание ситуаций эмоционального переживания, психологические тренинги, направленные на самопознание (воздействие на эмоциональный компонент нравственной сферы дошкольников);

- методы стимулирования (одобрение,доверие, поощрение, благодарность);

- методы торможения (порицание, предупреждение).

Особого внимания заслуживает привлечение детей к решению проблемных жизненных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, поскольку именно этот прием открывает детям возможность проявить нравственное поведение, выразить нравственные чувства.

Знакомство ребенка с родными традициями и нормами можно начинать с художественной литературы. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду, старшим. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и делаются ему близкими. Богатство красок, звуков, образов несет в себе народное творчество. Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей.

Фольклор– одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Задача педагога – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Сказки открывают ребенку окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в доброе, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ.

Язык русских народных сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами, отсутствием сложных для восприятия детьми грамматических форм, выразительностью, образностью, наличие определений, несложных форм прямой речи. Все это позволяет вовлечь детей в активную работу.

Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированности, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, много вариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. Однако в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал.

Понятным и ценным для детей являются пословицы о Родине, матери, родном языке, природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др. Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Счастье и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.